летний лагерь

2023

Приказ отдела образования администрации Гавриловского МО №279 от 24.06.2023 «О проведении муниципального этапа Всероссийского конкурса программ и методических кейсов «Лучшая программа организации отдыха детей и их оздоровления»

Лето — наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру. 

Где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.

Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.

Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.

Исходным для нас стало положение о том, что каникулы – свободное от учебы время – это личное время ребенка, которым он имеет право распорядиться, а содержание и организация этого времени – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь взрослых неоценима. Именно в свободное время ребенок имеет большие возможности стать организатором, активным участником социально значимой деятельности. Как субъект деятельности он ставит задачи, избирает пути и средства их решения, то есть происходит развитие самостоятельной личности, ее взросление и социальная ориентация.

Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, — пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.

Пришкольный летний лагерь «Рассвет» с дневным пребыванием детей организован на базе МБОУ 2-Гавриловской средней общеобразовательной школы. В распоряжении отдыхающих школьников игровые комнаты, спортивная зона (спортивный зал, спортивная площадка), столовая, раздевалка, туалетные комнаты. Все помещения  оснащены необходимым оборудованием, эстетически оформлены.

Прилегающая к зданию территория оборудована необходимым для полноценного отдыха детей инвентарем:  спортивными сооружениями, имеются открытые площадки для проведения подвижных игр и спортивных мероприятий.

фото 1 копия

Украшают пришкольную территорию зеленые клумбы

Пришкольный летний лагерь «Рассвет» с дневным пребыванием детей  работал с 1 июня по 21июня. Количество посещающих детей – 257 человек.

Цели воспитательной работы:

  • развивать творческие способности,
  • учить самостоятельно выбирать для себя досуговые занятия,
  • воспитывать трудолюбие, доброе отношение к товарищам, дорожить дружбой, уважать старших,
  • формировать  осознанную необходимость знать и выполнять правила дорожного движения.
  • создавать условия для спортивного развития детей
  • прививать любовь к родному краю, культурно-историческому наследию через систему туристической работы.
  • формировать экологическую культуру.

Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работал по следующим направлениям:

Спортивно — оздоровительная работа.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

1.     Провести витаминизацию питания детей.

2.     Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности.

3.     Приобщать к здоровому образу жизни.

Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес, луг. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия:

  • ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
  • спортивные игры;
  • эстафеты и соревнования;
  • спортивные праздники;
  • организация пешеходных экскурсий;
  • организация здорового питания детей;
  • организация спортивно-массовых мероприятий:
  • подвижные спортивные игры.

Спортивно-оздоровительные мероприятия

Ежедневная утренняя зарядка

Ежедневная зарядка

Малые Олимпийские игры

Малые Олимпийские игры

Малые Олимпийские игры копия

 Малые Олимпийские игры

Весёлые состязания

Весёлые состязания

Футбольный матч

 Футбольный матч

фото 2 копия

Кто дальше?

Немаловажную роль в организации полноценного отдыха детей, реализации оздоровительной программы играет сбалансированное питание. В школе созданы для этого все условия: имеются специально оборудованные помещения для хранения продуктов, приготовления пищи, необходимый инвентарь. Пищеблок укомплектован электрическими печами, духовым шкафом, холодильниками. Питание осуществлялось согласно режимным моментам (завтрак, обед) по заранее составленному и утвержденному меню. При формировании ежедневного меню учитывались следующие составляющие: калорийность, энергетический потенциал, лечебно-профилактическая ценность.

За период работы лагеря пищевых отравлений и расстройств у детей не наблюдалось. Согласно опросу воспитанников качеством питания они остались довольны.

 Необходимо отметить, что укреплению и сохранению здоровья детей в период лагерной смены способствовал систематический контроль со стороны медицинских работников школы и поликлиники.

Кроме того, дети нашей школы смогли оздоровиться за пределами Гавриловского района.  В лагерях области отдохнули – 16 человек, за области – 4.

Организация активного досуга.

Организация досуговой деятельности детей – один из важных компонентов процесса жизнедеятельности детей в ходе пребывания их в летнем оздоровительном лагере. Досуг рассматривается как возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью. С этой целью в пришкольном лагере созданы игровые и культурно-досуговые зоны.

Игровые комнаты укомплектованы необходимой детской мебелью (шкафы, столики, стулья, тумбочки), наборами различных настольных игр, спортивным инвентарем, библиотекой.

К услугам отдыхающих детей  просторный зал, оснащенный  ноутбуком, проектором и экраном, в котором проводились все массовые музыкальные и развлекательные мероприятия.

фото 3 копия

Одной из самых любимых зон для ребят стал спортивный зал, где можно было заняться физическими упражнениями, поиграть в подвижные игры. Большая часть времени отводилась пребыванию на свежем воздухе. Дети с удовольствием играли на открытых площадках.

Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.

Задачи:

1. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.

2. Организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Формы работы:

  • Игра;
  • Конкурс;
  • Викторина;
  • Праздник;
  • Турнир;
  • Поход;
  • Библиотечный час;
  • Посещение музея;
  • Просмотр фильма;
  • Чтение книги;
  • Дискотека;
  • Соревнование;
  • Эстафеты;
  • Занятия в кружках.

Виды досуговой деятельности:

—  развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;

—  отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.

—  самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.

—  творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.

—  Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:

  • Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;
  • Альтернативного провождения времени
  • Свободного времени
  • Совместного планирования досуговой деятельности.
  • Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:
  • Уровень целостного детского коллектива смены;
  • Уровень отряда;
  • Уровень организации досуга в группах по интересам;
  • Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.

Ребята с большим удовольствием посещали районную библиотеку. Запомнились  конкурсно–развлекательные программы и познавательно–развлекательные программы , сказочное занятие «Путешествие по произведениям А.С.Пушкина».

Воспитатели лагеря провели такие интересные мероприятия как  «Безопасное поведение – залог здоровья», «Экологический брейн-ринг», «Россия – Родина моя!», «В поисках клада» , «Танцевальный стартинейджер», заключительное мероприятие «Мы – великие таланты».

Интеллектуальная игра лРоссия Ц Родина моя¬)

Интеллектуальная игра «Россия – Родина моя»

Музыкально-развлекательная программа лМы Ц великие таланты¬ 2

Музыкально-развлекательная программа «Мы – великие таланты»

Музыкально-развлекательная программа лМы Ц великие таланты¬)

Музыкально-развлекательная программа «Мы – великие таланты»

лТанцевальный стартинейджер

«Танцевальный стартинейджер»

 

Большое место отводилось и экскурсионной работе.

Экскурсионные маршруты:

1.     Тарханы. Дом-музей М.Ю.Лермонтова

2.     С.Осино-Гай. Музей Зои Александра Космодемьянских

3.     Г.Тамбов. Областной краеведческий музей, картинная галерея.

4.     Музей-усадьба В.И. Вернадского.

5.     Экскурсии по родному краю

                                                   Экскурсии

Экскурсия в Тарханы. Дом-музей М.Ю

Экскурсия в Тарханы. Дом-музей М.Ю. Лермонтова

Экскурсия в дом-музей В.И

Экскурсия в дом-музей В.И.Вернадского

Организация кружковой деятельности.

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть работают кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:

  • изучение интересов детей;
  • ознакомление детей с режимом работы кружков;
  • самоопределение детей и запись их в кружки;
  • деятельность ребят в кружках;
  • текущее отражение результатов деятельности детей;
  • подведение итогов работы кружков в конце лагеря.

В лагере работали кружки «Белая ладья», «Творческая мастерская», «Звонкие голоса», туристско-краеведческое объединение «Тропа», секция «Вольная борьба» Были организованы мастер-классы по лозоплетению.

Занятия кружка лБелая ладья

Занятия кружка «Белая ладья»

Занятия секции лВольная борьба

Занятия секции «Вольная борьба»

Занятия кружка лТворческая мастерская

 Занятия кружка «Творческая мастерская»

Работа по патриотическому воспитанию

Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.

Формы:

  • экскурсия по селу;
  • беседа «Символика Российской Федерации»;
  • экологическая игра «Экологический брейн-ринг»;
  • посещение районного краеведческого  музея;
  • конкурс творческих работ «Мой край родной», посвящённый 35-летнему юбилею Гавриловского района
  • конкурс исследовательских проектов « Моя земля, мои земляки»;
  • библиотечный час «Герои-земляки»;
  • посещение мемориала и могилы неизвестных лётчиков  и поддержание порядка на их территории.

Большинство проводимых мероприятий формировали позитивный социальный опыт, способствовали гражданскому становлению, развивали творческие способности, воспитывали чувство прекрасного, патриотизма.

Организация трудовой деятельности.

Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Цель:  подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка.

Задачи:

1.     Освоение социально – трудовых ролей

2.     Развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности.

3.     Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.

4.     Формирование умений и навыков самообслуживания.

Во дворе школы ребята поливали растения, пропалывали сорняки, ухаживали за цветами на школьном цветнике, создавая прекрасный ландшафт своей территории.

 

 В период работы летнего лагеря были созданы временные рабочие места для подростков. Трудовой деятельностью, организованной центром занятости населения и администрацией  Гавриловского 2-го сельсовета, было охвачено 13 подростков МБОУ 2-Гавриловской СОШ 14 лет и старше.

Трудовая деятельность в пришкольном лагере

Благоустройство пришкольной территории копия

Благоустройство пришкольной территории

Большое внимание в лагере уделялось вопросам безопасности жизнедеятельности детей и подростков.

 Были проведены беседы и ролевые игры о правилах безопасности дорожного движения и правилах безопасного поведения в летний период, оформлен уголок безопасности.  К данной работе привлекался участковый уполномоченный  полиции Рогожин С.А.

 

Диагностическое исследование

по определению эмоционального состояния  детей, посещающих лагерь

Цель исследования: определение эмоционального состояния и настроения детей во время пребывания в оздоровительном лагере.

Результаты и выводы: Тестирование проводилось 2 раза, в начале и в конце лагерной смены, для того чтобы проследить динамику настроения и психологического состояния детей.

Уровень эмоционального состояния детей

Уровень эмоционального состояния детей

Четко прослеживается положительная динамика эмоционального состояния детей, посещавших лагерь. Опираясь на результаты психодиагностического исследования, можно сделать вывод о том, что пребывание в летнем оздоровительном лагере благоприятно отразилось на эмоционально-личностном  развитии детей, их настроении и общем самочувствии.

 Таким образом, цели, поставленные перед педагогическим коллективом лагеря, были достигнуты. Ученики хорошо отдохнули, получили новые знания об истории своего села, его традициях, историческом наследии, расширили свой кругозор, получили физическое развитие и совершенствование. Смена  в лагере прошла без травм и происшествий.

Каждый ребёнок смог раскрыть свои творческие способности, почувствовать свои силы и оказаться в «ситуации успеха». Никто не остался незамеченным.

Церемония награждения копия

Церемония награждения